Прогнозирование и планирование в Японии

Особенность общегосударственного прогнозирования и планирования в Японии заключается в использовании сис­темы социально-экономических прогнозов, планов и науч­но-технических программ как инструмента правительствен­ного регулирования рыночной экономики. Вопросами про­гнозирования и планирования социально-экономических процессов занимаются Экономический совет, образованный при правительстве, Управление экономического планиро­вания, Министерство внешней торговли и промышленнос­ти (МВТП), Управление по науке и технологии. В Японии разрабатываются пятилетние планы-программы, которые носят индикативный характер. Они разрабатываются по заданию правительства, в котором сформулированы важ­нейшие стратегические цели. Планы представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья экономики на достижение обще­национальных целей. Планы-программы дают, во-первых, представление о наиболее вероятных путях развития наци­ональной экономики, во-вторых, показывают проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри и за пределами страны, в-третьих, обосновывают рекомендации по решению этих проблем. Для разработки планов изучаются статистические данные, конкуренто­способность продукции, спрос и предложение. На основа­нии этих данных делается научный анализ и прогноз по каждой отрасли и экономике страны в целом. Опираясь на рекомендации, каждая корпорация вырабатывает свою стра­тегию.

Правительство и предприниматели обычно учитывают многие рекомендации планов-программ. В тех случаях, ког­да возникают возражения правительства или деловых кру­гов против каких-то положений плана и Управление эко­номического планирования убеждается в обоснованности этих возражений, оно тут же вносит в документ корректи­вы. Такое планирование в Японии принято называть адап­тивным.

Частные фирмы составляют детальные планы, определя­ющие их производственную и коммерческую деятельность, а также учитывающие общенациональные задачи и прави­тельственные финансово-кредитные и налоговые льготы.

Правительство концентрирует свои ресурсы в основ­ном на получении принципиально новых знаний и их при­менении (т.е. на фундаментальных и прикладных иссле­дованиях) и обеспечивает подготовку высококвалифициро­ванных специалистов. Для Японии характерны достаточно высокие темпы экономического роста.

В 1987 г. была принята Программа трансформации эко­номической структуры Японии в целях достижения между­народной гармонии, или "Доклад Маэкавы". Это экономи­ческая стратегия развития Японии накануне XXI в. В ее основе — Концепция преобразования Японии в международ­ное государство, которое, с одной стороны, было бы гармо­нично интегрировано в мировую систему, а с другой — само представляло бы внутренне сбалансированный социально-экономический организм.

Среди средств и путей достижения поставленных це­лей в планах-программах, применяемых в Японии, пред­ставляют интерес следующие экономические рычаги и сти­мулы: льготное кредитование, льготное налогообложение, ускоренная амортизация, бюджетное субсидирование, под­держка рискованных инновационных проектов, госзаказ. Льготное кредитование — основной источник финансовых средств для технологического обновления в Японии. Ос­новным источником займов на цели разработки и освоения новой технологии является Японский банк развития. В пос­ледние годы повысилась роль налоговых льгот. По пред­приятиям, выпускающим новую продукцию, они могут колебаться от 25 до 50 %. Система ускоренной амортиза­ции введена в Японии для компаний, применяющих либо энергосберегающее оборудование, либо содействующее эф­фективному использованию ресурсов. Бюджетное субсиди­рование осуществляется для поддержки исследований и разработок, проводимых государственными институтами, а также исследовательскими центрами совместно с частны­ми компаниями.

Правительство предусматривает последовательное раз­витие конкуренции и всестороннюю поддержку частных фирм, добившихся успеха на мировом рынке. Для малых и средних фирм в налоговом кодексе сделана специальная оговорка, которая позволяет им применять двадцатипроцентное снижение дохода, подлежащего налогообложению. На них приходится около 55 % реализованной продукции промышленности, около 60 — объема оптовой торговли и более 80 % — розничной. В обрабатывающей промышлен­ности функционирует 6,5 млн. небольших предприятий, или 99 % от их общего числа. К мелким и средним пред­приятиям относят предприятия с капиталом 660 тыс. дол­ларов и численностью работающих до 300 человек; в опто­вой торговле — соответственно до 200 тыс. долларов и до 100 работающих, в розничной торговле и сфере услуг — 66 тыс. долларов и до 50 работающих.

Одним из путей поддержки рискованных инновацион­ных проектов является избирательное предоставление пра­вительственных гарантий по долгосрочным банковским займам.

В Японии применяется государственный заказ. Глав­ный стимул для выполнения госзаказа — заинтересованность и своевременность оплаты за выполненную работу. В рыночной стихии государство — самый надежный за­казчик.

ногу свело

Комментарии закрыты.

Post Navigation